ЗАДАЙТЕ НАМ ВОПРОС О ТВЕРИ

Имя

E-mail

Написать вопрос

РАССКАЖИТЕ ИСТОРИЮ О ТВЕРИ

Имя

E-mail

Написать историю

ВРЕМЯ ГОДА: ЛЕТО
23:36, ПОНЕДЕЛЬНИК

ПАСМУРНО

14° С

Истории дедушки Сережи. Скромный гений

Категории: Узнать интересное

Вы скажите, таких не бывает? Но если я назову имя – Степан Ованесович Мильтонян – каждый знавший его согласится с таким определением.


Он прожил в нашем городе почти полвека. Приехал 28-летним выпускником Московской консерватории в 1966-м и до самой смерти в июле 2015-го проработал в Тверском музыкальном училище сначала просто преподавателем, а потом руководителем струнного отделения. Не бог весть какая карьера. Но разве гению нужна карьера?
А вот слава ему нужна. Не всякая, конечно. Но такая, при которой можно осуществлять сумасшедшие идеи. Других-то у гениев не бывает.
У него, кстати, могла быть слава, если можно так выразиться, самая обыкновенная – музыкальная. При всей своей скромности цену себе Степан Ованесович знал. В минуту откровенности он мне (не как журналисту, а как доброму приятелю) как-то рассказал про одного очень большого и всемирно известного музыканта, который ему, еще совсем юному 16-летнему скрипачу, сулил такую же славу, какая была у него самого. Но тогда пропал бы его великий педагогический дар, который Мильтонян тоже в себе чувствовал. Он знал, какая это радость – отдавать себя другим, и пошел по этому пути, отказавшись от собственной шумной славы ради того, чтобы открывать путь к ней другим.
Слава, правда, все же нашла его, пусть не столь широкая, но прочная.
Вот я, к примеру, человек совсем не музыкальный. Меня даже в школьный хор не брали, когда других затаскивали в него силком, потому что пел я «громче Козловского», но в мелодию не попадал, хоть убей. Что, однако, не мешало мне любить музыку, скажем так, без личного в ней участия. Так вот, Мильтонян уверял, что может за несколько уроков научить меня играть на скрипке и даже сочинять музыку. И я не сомневаюсь, что его педагогический гений был способен сокрушить любую бездарность. А уж человеку со слухом, хотя бы и не бравшему прежде в руки скрипку, он брался за полчаса поставить те пять штрихов владения инструментом, которые отличают порой зрелого скрипача. Другого такого педагога в мире не было, уж поверьте.
Вот он и набирал славу, чтобы заполучить учеников, с которыми ему было бы интересно работать. И ехали к нему, надо сказать, со всей страны. Известна история, когда родители одной одаренной девочки бросили Москву и переселились в Тверь только для того, чтобы она могла учиться у Мильтоняна.


А в начале 1996 года разразился целый скандал, когда двух способных студенток, одна из которых приехала из Костромы, а другая из Московской области только для того, чтобы учиться у Мильтоняна, отчислили из училища за невнесение платы за обучение. Так Степан Ованесович в знак протеста объявил голодовку! Тогдашний вице-губернатор Валерий Румянцев и представитель президента в области Виктор Белов лично просили музыканта приостановить свою акцию, клятвенно обещая решить проблему. И она действительно была решена.
В том же 1996 году Степан Мильтонян издал небольшую книгу под названием «Педагогика гармоничного развития скрипача», которая быстро стала настольной у педагогов-струнников всего СНГ. Он еще и ездил по России, а также ближнему и дальнему зарубежью, устраивая музыкально-педагогические семинары, неизменно собиравшие весьма заинтересованную аудиторию.
А сколько у него было всяких иных начинаний! Это им еще в 1980 году был создан родительский клуб «СемьЯ», призванный распространять опыт семейного воспитания. (Кстати говоря, опыт собственной семьи Мильтоняна совершенно блистателен и заслуживает отдельного исследования и распространения). За годы, когда он был председателем правления Тверского музыкального общества, были осуществлены многие из его идей, среди которых и конкурс юных скрипачей, со временем получивший имя Андрея Корсакова и статус открытого Российского. Воплощением его идеи стал и ставший всероссийски знаменитым фестиваль «Музыкальное лето Селигера». В 1990 году Мильтонян стал президентом Ассоциации педагогов-струнников, три года спустя принятой в Европейскую ассоциацию ESTA. Он же был редактором газеты педагогов-струнников России «Ключ».
Самое же удивительное, что главным своим увлечением гениальный педагог и блестящий музыкант считал – вы не поверите – водный туризм! Потому как истинная гармония (это было его любимое слово, обозначающее жизненный идеал) постигается только на лоне природы.
По его словам, у него в жизни было только три концерта, во время которых он покорил слушателей полностью, до изумления и восторга. И один из них был именно на слете туристов – на реке Тьме, у костра…
Отсюда возникает естественный вопрос: почему человек, обладавший такими качествами, имевший такой опыт и такие достижения, не смог получить самого естественного и нужного не столько ему, сколько всем нам: собственной школы. Конечно, в известном смысле такая школа была, и через нее прошли сотни людей. Но школа Мильтоняна как образовательное учреждение, как здание, наконец, могла бы стать не просто одной из важнейших достопримечательностей Твери, но и центром той самой гуманизации образования, без которой немыслима, да, пожалуй, и не нужна социально-экономическая модернизация страны, региона, города.


Наша большая маленькая Тверь так, увы, и не научилась ценить тех, кто способен создать ее подлинную славу. Степан Мильтонян – далеко не единственный, хотя, может быть, и ярчайший пример нашего общего равнодушия к творцам нашей же культурной истории.

Читать другие истории

29 апреля 2019


опрос недели


Вы верите, что Речной Вокзал восстановят?
  • Нет. 76%, 52 голоса
    52 голоса 76%
    52 голоса - 76% из всех голосов
  • Да, раз обещали! 24%, 16 голосов
    16 голосов 24%
    16 голосов - 24% из всех голосов
Всего голосов: 68
08.10.2018