ЗАДАЙТЕ НАМ ВОПРОС О ТВЕРИ

Имя

E-mail

Написать вопрос

РАССКАЖИТЕ ИСТОРИЮ О ТВЕРИ

Имя

E-mail

Написать историю

ВРЕМЯ ГОДА: ВЕСНА
04:55, ПЯТНИЦА

ЯСНО

5° С

Тверь в лицах: Савинова Ольга Вячеславовна, заслуженный учитель РФ, историк, краевед



Категории: Узнать интересное

Вы родились и выросли в Твери. Расскажите, пожалуйста,  о вашей семье, о вашем детстве.

По линии отца все были коренные тверичи. Дед Алексей Васильевич закончил в 1927 году социально-историческое отделение Тверского педагогического института. Остался здесь же преподавать, стал одним из основателей исторического факультета. В последние годы жизни он заведовал кафедрой логики философского факультета Ленинградского государственного университета. Один из биографов деда писал, что тот «был безраздельно предан философии и науке. В его семье царил культ научной работы». Отец, Вячеслав Алексеевич, биолог. Но работать в пединституте он не мог, так как в это время шла нешуточная борьба с «семейственностью в науке», то есть приветствовались династии шахтеров и металлургов, но не ученых. От этого пострадали многие наши знакомые. Например, сын В.М. Брадиса, Алексей вынужден был уйти в мединститут, где возможности для занятия научной работой в области физики были заметно хуже, чем в педагогическом. Отголоски этой борьбы дошли аж до 70-х годов. Так отказали от поступления в аспирантуру Наталье Васильевне Беляевой, ныне доктору наук, так как оба ее родителя работали в университете. Вернусь к своей семье.  Итак, отец, молодой кандидат  наук с женой и дочерью отправляется на четыре года в Вологду, где заведует, несмотря на молодость, кафедрой зоологии. Лишь после смерти деда, мы возвращаемся в Калинин. Папа становится доцентом, а позднее заведующим кафедрой зоологии.

20160829_144459

 По материнской линии были свои приключения. Дед, Эрнест Иванович, венгр, был солдатом австро-венгерской армии и во время первой мировой войны попал в плен. Здесь женился. Вместе с женой, Верой Григорьевной,  уезжает в Самарканд. Бабушка – врач и направлена туда работать. В 1925 году рождается моя мама. Спустя несколько лет они переезжают в Калинин. Бабушка – высококлассный педиатр, долгие  годы заведовала поликлиникой первой детской горбольницы. В детстве  мне казалось, что бабушку знает весь город – очень многие почтительно здоровались с ней. Меня переполняла гордость. Родители познакомились накануне 8-го марта 1948 г. в Доме Учителя на танцах и, по семейному преданию, папу очень обрадовало, что мама жила в соседнем доме, над кинотеатром Вулкан. Это ведь не в Затверечье девушку провожать. А в 1950 году родилась я. Детство у меня было счастливое и, по тем временам, обеспеченное материально, и, по всем временам -духовно. Семья мне дала больше, чем школа и два университета. Мама, имея высшее экономическое образование, работать пошла только, когда я закончила школу, а до этого занималась воспитанием своих детей, моим и младшей моей сестры Надежды. Недаром биограф отметил царивший в семье культ научной работы. Родители рассказывали, что в 4-5 лет на вопрос, что делаешь Оленька, я отвечала: «Диссертацию пишу», или «Лекцию  читаю». Как говорится, накаркала.

20160829_144438

Летом, на дедовой даче в Долматово, где имели, или снимали дачи многие работники пединститута, собирая в лесу ягоды, я познакомилась со всеми выдающимися мужскими и женскими партиями мирового оперного репертуара в исполнении мамы. А потом  уже услышала их в театрах. Опера – одно из главных моих увлечений до сих пор. А еще были театр, музеи, выставки, поэтические вечера, музыка, Окуджава, Высоцкий, к которым меня также приобщили родители. Они не жалели денег на поездки в Питер и Москву, где мы проводили все каникулы, посещение лучших театров: театра на Таганке, БДТ, Вахтангова, Моссовета, знаменитого Ленинградского театра Комедии с великим режиссером и художником Н. Акимовым и начинающим П. Фоменко. Каких актеров  я видела на сцене! Театр – также любовь на всю жизнь. Кстати, вовсе не считаю, что нынешние актеры слабее. Среди них немало поистине выдающихся. Смотреть их, по-моему, нужно именно в театре. Так что в детстве  у меня все было в порядке. Как-то мою сестру спросила коллега по шестнадцатой школе: «Как вам  удалось при вашем трудном детстве стать такой интеллигентной женщиной». Сестра очень удивилась: «Почему вы решили, что оно было трудным?». В ответ: «Ну, вы же сами говорите: «Извините, у нас в детдоме пианино не было». Пример того, что   с коллегами нужно шутить осторожно. Таким образом, почти все мои увлечения родом из семьи. Позднее к ним добавилось еще два.  Я стала заядлым футбольным болельщиком, когда совершенно случайно ночью по телевизору посмотрела матч Франция-Бразилия чемпионата мира в Мехико в 1986  году. Также случайно я стала зрителем и поклонником автогонок Формулы  1. Вот уже  32  года.   А еще на любого человека влияют друзья, как и он на них. Я не исключение. Наверное, около десяти человек я могу причислить к ним. Но две мои подруги именно из детства и юности. С Ларисой Николаевной Седовой и Еленой Николаевной Брадис мы прошли всю жизнь, от детских увлечений до возрастных болезней. Хотя  и сейчас увлечений хватает. А дружу я со своими подругами уже более пятидесяти лет, чего и всем желаю.

Нас очень интересует вопрос самоопределения. Как вы поняли, что хотите изучать историю?

Вообще-то историком становиться не собиралась, хотя обожала и историю, и литературу. Но предполагала, что они останутся моими занятиями для души. А специальностью станет математика. И я пошла в семнадцатую школу, в класс с углубленным изучением математики.

20160829_144334

Первый выпуск таких классов был по стране в 1966 году, а я его закончила в 1968 г., то есть это был третий выпуск.  Ребят в 9-й класс набирали по всему городу. Класс был необычайно сильный. Но из 34 человек минимум треть стала гуманитариями.  Не пошла бы в математический класс, точно была бы математиком. Скорее всего, учителем. Как оказалось, педагогика для меня – это навсегда.  Хотя отец на госэкзамене по этому предмету на вопрос: «Педагогика – это наука? »,  умудрился ответить: «нет», за что и получил оценку «удовлетворительно». Сейчас, с позиции специалиста, недостаточную эффективность классов с углубленным изучением математики (вскоре они практически всюду были упразднены, а на смену им пришли классы профильные, в которых математика изучалась не в таком большом объеме) могу объяснить тем, что нас перекормили математикой и многие решили, что ее в нашей жизни достаточно. Перегрузки были значительными, но человек в 17 лет всегда спасется и найдет выход. Наивные учителя, задавая неимоверные по объему домашние задания, не ведали, что мы их просто выполняли по очереди. Но и этих знаний вполне хватило, чтобы получить по этому предмету отличные оценки на экзаменах. Когда для меня стало понятным, что математиком я быть не хочу, нужно было что-то выбирать.  Объявила родителям, что хочу быть историком. И мои вполне демократичные родители неожиданно встали стеной, чтобы этого не допустить. Папа прямо сказал, что придется периодически менять свои взгляды, приспосабливаться. Я, став учителем, позднее довольно долго над этим смеялась. Все в этом предмете было очень статично. Помню, меня веселило, что в одной из школ Калинина, стенд в течение 15 лет оставался неизменным, менялся лишь номер съезда путем переклеивания палочки. С родителями я пошла на компромисс, а точнее слукавила, объявив, что еду в Питер поступать на философский факультет. Отец уже прикидывал, что позднее я  займусь философскими вопросами естествознания. Как бы не так. Приехав в тогдашний Ленинград,  я подала документы на исторический факультет и на связь с родителями выходить перестала. Меня искали дедовы друзья по философскому факультету. Когда выяснилось, что я прошла на исторический, потерявшие меня родители, были рады тому, что я хотя бы нашлась. В университетах, сначала в Ленинградском, а затем Тверском, училась я долго, с перерывами шестнадцать лет. Дольше меня это проделывали Спилберг, учившийся аж 34 года, Татьяна Тарасова и Дуня Смирнова. Неплохая  компания! Может быть и еще кто-то, но мне про это неизвестно. Чем объяснить столь долгую учебу? Меня угораздило между двумя университетами пойти поработать по замене учителем истории. Причем по очереди в двух сельских школах, учителя из которых лечились тогда в Бурашево. Нет бы насторожиться. Шутка. Школа закружила, захватила, затянула. По прошествии многих лет я стала даже находить преимущества такого способа получения гуманитарного образования. По крайней мере, я до многого доходила сама, изучая серьезную литературу и источники, а не глотала поданный мне в готовом виде материал, изученный преподавателем по тем же источникам. Конечно, это не касается ситуаций, когда преподаватель сам специалист именно по этому курсу истории, а не только лектор. Работать же с научной литературой еще в школьные годы меня научили в семье.

Вы заслуженный учитель России, кандидат исторических наук. Уже 24 года занимаетесь повышением квалификации учителей истории и краеведения. А как можно заинтересовать  современных школьников изучать историю родного края?

Способов много и, в основном, они известны. А результативность зависит от включенности в этот процесс разных сил: школы, общественных организаций и, несомненно, семьи. Недавно в московском издательстве «Планета»  вышла краеведческая «Азбука тверского школьника», которую написали Моторнова Ирина Александровна, Зубарева Наталья Николаевна и я.

20160831_115146

Это первое пособие по краеведению для младших школьников и направлено оно на решение задач патриотического, нравственного, эстетического, творческого и других аспектов образования. Материал дан в виде воображаемого путешествия в последовательности алфавита. Чтобы школьникам было интересно, в пособие есть литературные странички, заседания клуба «Знатоков родного края», заполнение «книги открытий», выполнение творческих заданий, квест, раскраски, игровые технологии и др. Внимание уделено и работе с терминами, которые представлены в виде «сорбонок» и соответствующего им словарика.

 Мы на нашем сайте собираем любопытные истории, байки, легенды про наш город. Наверняка, вы что-нибудь такое знаете…

Одну расскажу. Я ее слышала от родителей. Что здесь правда, а что вымысел не знаю. После войны в Калинин приехал посол Индии в СССР. Экскурсию по городу для него проводил один из доцентов пединститута, фамилию называть не буду. Посол попросил показать ему памятник Афанасию Никитину. А его в то время не было, похоже, даже, в планах. Доцент не растерялся, сославшись на недавно закончившуюся войну и трудности послевоенного восстановления народного хозяйства. Он уверил посла, что к следующему его приезду памятник будет стоять на месте. И, правда, памятник к следующему визиту посла красовался на том месте, где и сейчас. А фишка заключалась в том, что фигура Афанасия была изготовлена в срок, а вот с ладьей не успевали. Но тут сработало преимущество плановой экономики. В наш город срочно перебросили из Новгорода ладью, изготовленную для памятника Садко. Вот такая байка.

А есть ли у вас любимые места в Твери? Какие?

Конечно, есть, хотя мне нравится и весь город в целом. Но, если учесть, что я всю жизнь прожила в центре, сначала на Советской площади, потом на Советской улице, и, наконец, на улице Крылова, а моим любимым периодом в истории является конец восемнадцатого – начало двадцатого века, то нетрудно догадаться, что любимые мои места в Твери – набережная Степана Разина (согласитесь, странное название для набережной в Твери), Советская улица и все нанизанные на нее площади, а также многие улицы центра. Есть и другие любимые места, связанные с определенными воспоминаниями. Раньше очень любила сквер  у памятника Крылову – здесь было какое-то почти осязаемое ощущение атмосферы девятнадцатого века. К сожалению, оно пропало, когда рядом появился комплекс Обелиска.  Не имею ничего против него, но аура этого места для меня оказалась разрушенной. Свое, только здесь возможное настроение, возникает у меня в Затверечье, в Заволжье, или в Затьмачье в районе Белой Троицы и во многих других местах. Из окон своей квартиры вот уже тридцать шесть лет наблюдаю за строительством знаменитой «Рюмки», которую первоначально строили как гостиницу к Олимпиаде-80. Строят и сейчас, правда, только с одной стороны, к сожалению, с моей. А еще говорят,  что  Исакий долго возводили!  Одно радует, что с других сторон строительство завершено и имеется очень приличный ресторан и смотровая площадка, позволяющая увидеть сверху всю нашу большую маленькую Тверь.

20160809_144654

Беседовала с любимым учителем Анна Шапоренко

31 августа 2016

Седова Нина Васильевна - директор школы№16 (1984-2010 г)

в этих строках отражается вся суть Ольги Вячеславовны. Интеллигентность, идущая корнями из семьи, талантливость, человечность… Человек с большой буквы. Вечная память!

31.03.2017

Татиана К.

Спасибо за эту публикацию!

30.03.2019

Инна

Ольга Вячеславовна! Низкий поклон! счастлива что была мои учителем. Все сдали историю на 5 при поступлении, на раз/два! Как же хочется вернуться в то время!

05.08.2019

Наталья

Училась у нее, но всего описанного про нее не знала. Очень интересный человек — а юмор какой! Вспоминаю ее с теплым чувством и с благодарностью.

04.10.2019



опрос недели


Где вас можно встретить в Твери?
  • На набережной Волги 29%, 9 голосов
    9 голосов 29%
    9 голосов - 29% из всех голосов
  • На ул. Трехсвятской 26%, 8 голосов
    8 голосов 26%
    8 голосов - 26% из всех голосов
  • В торговом центре 13%, 4 голоса
    4 голоса 13%
    4 голоса - 13% из всех голосов
  • Нигде, я дома сижу 13%, 4 голоса
    4 голоса 13%
    4 голоса - 13% из всех голосов
  • В кафе, ресторане, баре 10%, 3 голоса
    3 голоса 10%
    3 голоса - 10% из всех голосов
  • На вокзале 3%, 1 голос
    1 голос 3%
    1 голос - 3% из всех голосов
  • В кинотеатре 3%, 1 голос
    1 голос 3%
    1 голос - 3% из всех голосов
  • В театре 3%, 1 голос
    1 голос 3%
    1 голос - 3% из всех голосов
  • Другое 0%, 0 голосов
    0 голосов
    0 голосов - 0% из всех голосов
Всего голосов: 31
Голосовало: 18
14.08.2020