ЗАДАЙТЕ НАМ ВОПРОС О ТВЕРИ

Имя

E-mail

Написать вопрос

РАССКАЖИТЕ ИСТОРИЮ О ТВЕРИ

Имя

E-mail

Написать историю

ВРЕМЯ ГОДА: ОСЕНЬ
19:03, СУББОТА

ПАСМУРНО

6° С

Тверская картинная галерея. Первые впечатления



Город так долго ждал открытия картинной галереи и Императорского дворца, что когда оно наконец, случилось, это показалось настоящим чудом! Церемония отшумела, гости разъехались и у горожан появилась возможность спокойно, с чувством с расстановкой, рассмотреть новые интерьеры и вспомнить любимые шедевры живописи. 

При входе всем раздают бахилы. Понятно, что это неизбежно, но давние тапочки были милее и уж точно экологичнее. 

Билет для взрослых стоит 250 рублей, школьники до 16 лет проходят бесплатно, студентам и пенсионерам билет обойдется в 100 рублей. 

Возле гардероба  —  вполне приличный сувенирный магазин ждет обещанных многочисленных туристов. Футболки хорошего качества с мозаичным принтом за 1500 рублей, явно рассчитаны на гостей города. Есть выбор ручек, блокнотов, магнитов и художественных открыток. Отдельная витрина с продукцией торжокских золотошвей, чтобы туристам  было удобно купить все в одном месте.

Мы ходили в музей в пятницу днем, народу было не так много: пара школьных экскурсий, да человек 20 посетителей, рассредоточенных по залам. 

При входе обнаружили указатель «Начало осмотра», а что за чем осматривать было не очень понятно, и мы несколько заблудились в многочисленных залах.

Есть подозрение, что смотрители музея, так же сильно соскучились по посетителям, как мы по Музею.  Одна из них сама подошла к нам со словами «мы конечно, должны молчать как мебель, но я вам расскажу!» И вполне профессионально поведала  о расположении и назначении комнат, о буфетной, куда прислуга передавала еду «из рук в руки» с кухни, которая располагалась в отдельном здании, чтобы господам «не пахло», о мебели и коллекции немецкого фарфора. Особо просила обратить внимание на фарфоровую собачку, которой надо заглянуть в глаза и понять что они живые:

В целом же впечатления от обновленного интерьера и экспозиции остались двоякие.  Публикуем на эту тему,  с разрешения автора, заметку Михаила Ершова. 

«Прошу предупредить читателей, что это жанр коротких и подчеркнуто личностных фейсбучных заметок, не подразумевающих развернутую аргументацию и пояснение примеров и деталей, исходя из которых сложилось мнение.

На мой взгляд, с Тверской картинной галереей во вновь открывшемся Императорском путевом дворце произошла неприятность, угроза которой возникла еще в самом начале, когда реставраторы, игнорируя первостепенное значение художественного музея и хранящихся в нем произведений, вознамерились восстановить, а на самом деле, заново отделать, условно «богатые» дворцовые интерьеры, воспринимая эту задачу и свою роль как основополагающую. А музейщики, в очередной раз соблазнясь блеском великосветского салона, пошли у них на поводу, понадеялись на свои вкус и силы, отнюдь не безграничные, и совершенно пренебрегли идеей современного музейного проектирования и дизайна.

 

В результате получился гибрид мемориального новодела, пока, как мне кажется, не обладающего ни глубоким содержанием, ни осязаемой достоверностью деталей минувшей эпохи, ни волшебной патиной времени, — гибрид с провинциальной «лавкой древностей», втиснутой в залы, парадоксальным образом, еще менее, чем прежде, приспособленные для показа коллекции.

Развеска картин произвела впечатление достаточно вымученной и формальной. Я не нашел в ней ни свежести сопоставлений, ни заинтересованного повествования о развитии живописи, ни по-настоящему дворцового элегантного блеска, ни остроумных реплик в сторону. Не стану спорить об искусствоведческой оправданности большинства решений, видящихся мне довольно-таки хрестоматийными и статичными. В экспозиции категорически не хватило акцентов, трепетного и немного взволнованного отношения к творческому свершению, как к чему-то единственному и неповторимому, чем музейщики хотят поделиться. Не хватило захватывающего пути к искусству.

В залах, как правило, избыток не всегда выразительной старой мебели, подаваемой не как отдельный художественно-значимый экспонат, а как часть некоего условного интерьера. По дюжине фарфора, хрусталя и малой пластики в витринах, загромождающих и утяжеляющих и без того не слишком свободное пространство. Столько же очень низко повешенных картин, отчаянно сражающихся с мебелью за зрительское внимание, и неизвестно откуда взявшийся канделябр или каминные экраны, загораживающие батареи центрального отопления.

Окраска стен лишь в двух или трех случаях культурно взаимодействует с тональностью и настроением живописи и создает дополнительную атмосферу. Но подлинным бичом становятся вроде бы подобранные в тон и вроде бы изысканно заплетенные дверные шторы и оконные занавески, до чрезвычайности многочисленные, выпуклые, пышные, назойливо бросающиеся в глаза, неприятно контрастирующие с каменными оштукатуренными стенами и превращающие музейное пространство в крикливый будуар владелицы мануфактуры.

Подозреваю, что в ближайшие годы дворец не станет местом притяжения творческой интеллигенции и центром интенсивной и содержательной культурной жизни, к чему галерея давно уже и не стремится. Но из-за этого нет смысла впадать в уныние.

Здание спасено от разрушения. В городе появилось место, куда можно будет пойти в рождественские каникулы и хорошо и с пользой провести время. Рокотов и Дрожжин по-прежнему великолепны. В куракинской коллекции добавился превосходный портрет А.Б. Куракина (?), а следовательно, в истории отечественного искусства XVIII столетия появилась еще одна загадка. Наивные, тщательно исполненные холсты того же периода добавляют множество симпатичных черт образу замечательного пастыря Арсения Верещагина. А коллекция западноевропейской живописи сулит множество потрясающих открытий.»

По мнению редакции, сходить в Тверскую галерею обязательно стоит — составить собственное мнение и увидеть прекрасные работы, которые так долго скучали в хранилище! 

График работы Тверской областной картинной галереи (ул. Советская, д.3): 
Среда — воскресенье: с 11.00 до 18.00 (касса закрывается в 17.00) 
Понедельник, вторник — выходные дни

В галерею ходили Анна Шапоренко и Светлана Варешкина.

Фото Светлана Варешкина, Михаил Ершов.

 

11 декабря 2017


опрос недели


Вы верите, что Речной Вокзал восстановят?
  • Да, раз обещали! 67%, 2 голоса
    2 голоса 67%
    2 голоса - 67% из всех голосов
  • Нет. 33%, 1 голос
    1 голос 33%
    1 голос - 33% из всех голосов
Всего голосов: 3
08.10.2018