Тверь в лицах. Интервью со счастливыми людьми нашего города
фото недели
фраза дня
Что смотрят на фейерверк.
Дождливый гражданин
Истории дедушки Сережи: художник и деньги
Всякий раз, идя Серебряной улицей, оборачиваюсь, проходя мимо известного дома художников. Вон из того окна показывал мне эту улицу Всеволод Солодов, говоря, что ему и этого вида достаточно для вдохновения – и ездить никуда не надо.
Веселый был человек Всеволод Сергеевич. И добрый. Купишь у него пейзажик, а он еще один, а то и два сразу за компанию подарит. А понастоящему веселые всегда добрые, потому что у них на сердце легко.
Как человек театральный (а Солодов 15 лет проработал художником в нашем драмтеатре), он любил рассказывать всякие байки про артистов и про самого себя. И так уж получалось, что самые забавные из них были про деньги.
Надо все-таки заметить, что в советские времена деньги значили не совсем то же, что теперь. Тогдашним богачам они жизнь сильно затрудняли, поскольку истратить их на что-либо существенное было трудно. Квартиру, машину так просто купить было нельзя, за границу не пускали. Даже хорошее пальто приобрести – и то проблема. Легче всего было деньги пропить, чем многие не без успеха и занимались.
Так вот художникам деньги порой доставались шальные. Это Солодов почувствовал еще в 13 лет, когда он приловчился расписывать настенные ковры на простынях заказчиков. Было это в 1943 году в Мурманске. Писал он и модных в ту пору лебедей и русалок. Прокормиться в ту голодную пору это ему помогло, но сверх того сумел он купить только пистолет. По счастью, он ему не пригодился.
Вообще-то по рождению Всеволод Сергеевич ржевский. Но прежде, чем довелось ему вернуться на тверскую землю, помотало его по разным местам. Художественное училище он закончил в Ярославле. И вот там на последнем курсе ему сказочно повезло. Пришел в училище генерал из Генштаба – заказывать какие-то особые плакаты, очень секретные, для обучения разведчиков. Сева взялся за работу и наклепал, как сам выразился, этих плакатов довольно много. Через месяц предложили явиться за гонораром. Подают ведомость, а в ней цифра, два ноля в которой кажутся художнику явно лишними. И он даже заикается об этом. Но оказалось, что платил Генштаб по расценкам худфонда, да еще с надбавкой за секретность. Вот и набежало.
На эти деньги Всеволод женился. Жену свою (первую) Солодов, можно сказать, увел у одного известного режиссера, невестой которого она считалась. Ее отец работал заместителем министра и отдавать дочь нищему студенту никак не хотел. Но пришлось.
Как-то все вдруг стало удаваться Всеволоду – даже то, о чем прежде и не думал. Жена-красавица, да еще «из высших сфер», деньги, престижная работа, успех – все это пришло на смену полунищему голодному существованию.
А потом, уже в Твери-Калинине пришли такие времена, когда он получал больше не только 1-го секретаря Калининского обкома КПСС, но и самого Н.С.Хрущева. Официальная зарплата последнего была 750 рублей, а Солодов зарабатывал до 900 (рядовой актер, заметим, получал 50-60 рублей). Оставив театр и занявшись собственно живописью, Солодов скоро стал довольно модным художником, картины которого охотно и за хорошие деньги продавались в Москве. И вот однажды в худфонде выдают ему столько денег, что они влезают только в большую сумку. И вот едет он с этой сумкой в метро (почему не на такси? – спрашиваю, а Солодов смеется: «В голову не пришло»). Там – давка, ручка у сумки оторвалась, и ремешок на босоножке художника – тоже. А он и не знает, то ли босоножку ловить, то ли сумку уплывающую. Потом сумка все-таки вернулась. Он ее в охапку – и на электричку в Калинин.
Деньги эти он, кстати, так и не сумел истратить. Пролежали они на сберкнижке, пока не пропали в начале 90-х. А после – ни тебе генеральских заказов, ни худфонда – живи, как знаешь. Но в устах художника рассказ об этих пропавших деньгах не трагедией выглядел, а веселым анекдотом. Да и в жизни его от этой пропажи не многое изменилось. Как он был трудоголиком, так и остался. Помню, как он, уже на пороге 80-летия, говорил: «У меня тут заболело что-то, так я к палитре подхожу, поработаю – и хорошо».
Так что он и при капитализме не бедствовал.
Последнюю картину я приобрел у него месяца за два до его смерти. И был он так же, как всегда, весел и бодр. Только по-младенчески розоватое лицо художника говорило о проблемах с давлением.
Счастливые все-таки люди – художники…
опрос недели
- На набережной Волги 24%, 31 голос31 голос 24%31 голос - 24% из всех голосов
- На ул. Трехсвятской 22%, 28 голосов28 голосов 22%28 голосов - 22% из всех голосов
- Нигде, я дома сижу 13%, 17 голосов17 голосов 13%17 голосов - 13% из всех голосов
- В кафе, ресторане, баре 9%, 12 голосов12 голосов 9%12 голосов - 9% из всех голосов
- В театре 9%, 12 голосов12 голосов 9%12 голосов - 9% из всех голосов
- Другое 7%, 9 голосов9 голосов 7%9 голосов - 7% из всех голосов
- В торговом центре 6%, 7 голосов7 голосов 6%7 голосов - 6% из всех голосов
- На вокзале 5%, 6 голосов6 голосов 5%6 голосов - 5% из всех голосов
- В кинотеатре 4%, 5 голосов5 голосов 4%5 голосов - 4% из всех голосов