Тверь в лицах. Интервью со счастливыми людьми нашего города
фото недели
фраза дня
Что смотрят на фейерверк.
Дождливый гражданин
Истории дедушки Сережи. Предательство, которого не было
Писатель Борис Полевой, автор знакомой многим по школьной программе «Повести о настоящем человеке», многолетний редактор журнала «Юность» — один из самых известных наших земляков.
Но есть в его творческой биографии одно пятно, которое иначе как черным не назовешь. Оно связано с опубликованной им в 1966 году повестью «Доктор Вера». Ровно полвека назад, в 1967 году, она была экранизирована. Натурные съемки проходили в нашем городе, что было не случайно: события, легшие в основу и книги, и фильма, происходили в оккупированном немцами Калинине. Вот только описывая их, писатель не всегда опирался на документы и свидетельства, порой доверяя домыслам и слухам.
Их жертвой стал Сергей Владимирович Виноградов, в 1937-1941 годах бывший главным режиссером Калининского драмтеатра. В повести он выведен под фамилией Винокурова и представлен жалким трусом и предателем, угодничавшим перед оккупантами. Остался этот персонаж и в фильме (его сыграл артист Анатолий Ларионов). А в очерке 1970 года об освобождении Калинина Полевой приводит подлинную фамилию режиссера, называя свидетелями его предательства неких безымянных подпольщиков.
В реальности же Сергей Виноградов – талантливый режиссер, поставивший перед войной целый ряд ярких спектаклей вполне патриотической направленности, никаким предателем не был. В оккупированном городе он остался потому, что не хотел бросить богатейшую коллекцию картин и фарфора, вывезти которую до прихода немцев ему никто не помог. Два месяца оккупации он и еще полтора десятка застрявших в городе театральных деятелей провели в бомбоубежище того самого дома на нынешнем Тверском проспекте, в котором до войны жил Борис Полевой.
А все так называемое «сотрудничество» с врагом состояло в том, что Виноградов, как лицо, достаточно в городе известное, был вызван в городскую управу, где на вопрос, чем он собирается заниматься, ответил, что предполагает собирать книги из брошенных библиотек. Какой ущерб он мог принести этим Родине, остается догадываться. Тем не менее, вскоре после освобождения города Виноградов и еще три театральных деятеля — Мария Перемышлева, Иосаф Дворников и Василий Яковлев были арестованы. По приговору военного трибунала гарнизона 3 июня 1942 года Виноградов, Дворников, Яковлев получили по десять лет лагерей, а Перемышлева — шесть.
Но попасть в лагерь Сергею Виноградову было не суждено. Ему, видимо, по чьим-то доносам, предъявили еще одно обвинение – в антисоветской агитации. 29 августа дело было передано в суд, но до него Виноградов не дожил. 22 сентября 1942 года он умер в Калининской тюрьме №1, согласно акту – «от острого кишечного заболевания и упадка сердечной деятельности». Ему было всего 42 года.
Так и вошел бы Сергей Виноградов в тверскую историю как «режиссер-предатель», но, по счастью, нашлись люди, решившие снять с памяти этого талантливого человека мерзкое клеймо.
Татьяна Сергеевна Шерстневская, завлит Пермского театра, мало что знала о своем отце. Да и отцом-то ее он по документам не значился. Ее мать, Зинаида Алексеевна Шерстневская, будучи беременной ею, чудом избежала судьбы «жены изменника Родины», скрыв, кто был отцом ее ребенка. Но прилипчивость злой легенды была такова, что и в 90-е годы Татьяна Сергеевна слышала от бывших сослуживцев своей матери, что актриса Шерстневская – фашистка, а ее муж – предатель.
На фото Зинаида Шерстневская в роли Татьяны («Враги» Горького)
В августе 1995 года тверское общество «Мемориал», по просьбе Натальи Флоровой – вдовы тверского артиста Василия Лещева, ученика С.В. Виноградова, обратилось к тогдашнему прокурору области В.Парчевскому с предложением пересмотреть дело по обвинению режиссера.
Ответ пришел на удивление быстро: 25 сентября 1995 года Сергей Владимирович Виноградов, как и другие осужденные по одному с ним уголовному делу лица, полностью реабилитирован. Так, спустя 53 года и три дня после смерти этого талантливого человека клеймо предателя было с него окончательно снято.
Сцена из спектакля Калининского драмтеатра «Падь Серебряная» в постановке С.В.Виноградова.
опрос недели
- На набережной Волги 24%, 31 голос31 голос 24%31 голос - 24% из всех голосов
- На ул. Трехсвятской 22%, 28 голосов28 голосов 22%28 голосов - 22% из всех голосов
- Нигде, я дома сижу 13%, 17 голосов17 голосов 13%17 голосов - 13% из всех голосов
- В кафе, ресторане, баре 9%, 12 голосов12 голосов 9%12 голосов - 9% из всех голосов
- В театре 9%, 12 голосов12 голосов 9%12 голосов - 9% из всех голосов
- Другое 7%, 9 голосов9 голосов 7%9 голосов - 7% из всех голосов
- В торговом центре 6%, 7 голосов7 голосов 6%7 голосов - 6% из всех голосов
- На вокзале 5%, 6 голосов6 голосов 5%6 голосов - 5% из всех голосов
- В кинотеатре 4%, 5 голосов5 голосов 4%5 голосов - 4% из всех голосов
Татьяна
До написания статьи хотя бы уточнили, где жил Б. Полевой. «Два месяца оккупации … провели в бомбоубежище того самого дома на нынешнем Тверском проспекте, в котором до войны жил Борис Полевой». Борис Полевой никогда не жил в этом доме!!!
29.11.2019
Елена
Вы ошибаетесь. На этом доме висит мемориальная доска.
26.09.2021