ЗАДАЙТЕ НАМ ВОПРОС О ТВЕРИ

Имя

E-mail

Написать вопрос

РАССКАЖИТЕ ИСТОРИЮ О ТВЕРИ

Имя

E-mail

Написать историю

ВРЕМЯ ГОДА: ОСЕНЬ
17:51, СУББОТА

ПАСМУРНО

-1° С

Истории дедушки Сережи: моряк, священник, диссидент

Категории: Узнать интересное

Не так уж далеко ушло время, когда в нашем городе была всего одна действующая церковь. 1000-летие Крещения Руси, широко отмечавшееся в 1988 году, многих горожан побудило вспомнить о вере предков. И потянулся народ в Белую Троицу.

Служили там несколько священников, но почему-то именно возле отца Геннадия собирались прихожане, чтобы поговорить с ним о своих радостях и горестях. Он же чаще всего совершал и обряд крещения как младенцев, так и вновь обращенных взрослых. Внешне он ничем особенно не выделялся: худощавый, среднего роста, всегда спокойный и выдержанный. Прихожанки постарше шептали новообращенным: «Отец Геннадий-то у нас стро-о-огий!»

В ту пору довелось и мне познакомиться со строгим батюшкой поближе, да так, что мы, можно сказать, подружились. Основание у нашей дружбы было прочное: он крестил и меня, и моих сына и дочь, и только что родившегося внука. Кое-что о его прошлом я узнал от наших общих знакомых, некоторые существенные подробности почерпнул из подаренной им автобиографической повести с несколько странным для автора-священника названием «Спаси себя сам».

Надо сказать, что судьба с первых лет жизни испытывала Гену Гаврилова на прочность. Родился он перед самой войной в Ленинграде. О родителях говорил и писал скупо: отец родом из-под Торжка, воевал, а маленький Гена с матерью остались в блокадном Ленинграде. Подробностей своего младенческого выживания он, естественно, не помнил, но позже, когда пришлось ему мотаться по тюрьмам и зонам, последствия столь трудного детства на нем сказались на сбоях в работе сердца.

Отрочество и юность Геннадия были более благополучны. После школы и технического училища поработал токарем на заводе «Электросила», потом поступил в военно-морское училище и после некоторых сложностей, связанных с «хрущевским» сокращением армии стал-таки морским инженером, офицером флота. Вступил в партию – и не потому только что беспартийному офицеру куда труднее было получать очередные звания. Считал себя убежденным коммунистом. Изучал историю КПСС, классиков марксизма-ленинизма – для себя, не для «галочки». Много думал о том, что происходило в стране.

И додумался. Когда в 1968 году войска пяти стран-участников Варшавского договора были введены в Чехословакию, написал «Открытое письмо к гражданам Советского Союза», в котором выражал точку зрения на события вокруг Чехословакии, сильно отличающуюся от официальной. «Письмо» попало за границу, текст его стал передаваться по «вражеским», как тогда считали, радиоголосам. Настоящая фамилия автора не называлась, но Гаврилов не только писал, но и говорил то, что думал, и не только друзьям на ушко, но и вслух, да еще и на партийных собраниях выступал «с ненужной и резкой критикой», как показали позднее свидетели.

В общем, в один не самый прекрасный день 3 июня 1969 года в квартиру старшего лейтенанта Г.В. Гаврилова пришли с обыском. Дальше – тюрьма, следствие и состоявшийся в Калининграде суд военного трибунала дважды Краснознаменного Балтийского флота приговорил его к 6 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима, разжаловав старшего лейтенанта в матросы и лишив полученных ранее наград.

Книга «Спаси себя сам» как раз и повествует главным образом о том, через что прошел и что передумал, мотаясь по мордовским лагерям, разжалованный офицер Геннадий Гаврилов. Открывается она посвящением памяти Юрия Галанскова, ставшего одной из последних жертв советской лагерной системы. С ним, а также с многими другими известными диссидентами свела судьба Гаврилова за эти годы.

Не будем вдаваться в политические оценки и взвешивать правоту или неправоту тех, для кого свободное выражение собственных мыслей было важнее свободы как

таковой. Просто признаем, что это были люди особого сорта. К ним в полной мере можно отнести и Геннадия Гаврилова.

Путь бывшего коммуниста к христианской вере был непростым и долгим. Были встречи с верующими людьми в зоне, чтение книг, в том числе и Евангелия. Потом, уже на воле, прошел он все положенные ступени: алтарник, диакон, священник. Помогала военная привычки к дисциплине: в церкви она порой еще строже, чем в армии.

25 августа 1989 года Военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор трибунала Балтфлота, полностью реабилитировав Геннадия Гаврилова. Добился он и восстановления в воинском звании, и военной пенсии.

Однако священническая стезя, несмотря на любовь и признание прихожан, не задалась бывшему моряку. Вредная привычка мыслить и действовать самостоятельно привела к запрету в служении. В итоге трижды бывший моряк, диссидент и священник стал очень неплохим компьютерщиком. Все-таки образование он получил весьма приличное.

А живет он в микрорайоне «Юность». Кто встретит его – передавайте привет от дедушки Сережи, семью которого он когда-то покрестил. Надеюсь, он поймет, о ком идет речь.

3 сентября 2017


опрос недели


Где вас можно встретить в Твери?
  • На набережной Волги 24%, 31 голос
    31 голос 24%
    31 голос - 24% из всех голосов
  • На ул. Трехсвятской 22%, 28 голосов
    28 голосов 22%
    28 голосов - 22% из всех голосов
  • Нигде, я дома сижу 13%, 17 голосов
    17 голосов 13%
    17 голосов - 13% из всех голосов
  • В кафе, ресторане, баре 9%, 12 голосов
    12 голосов 9%
    12 голосов - 9% из всех голосов
  • В театре 9%, 12 голосов
    12 голосов 9%
    12 голосов - 9% из всех голосов
  • Другое 7%, 9 голосов
    9 голосов 7%
    9 голосов - 7% из всех голосов
  • В торговом центре 6%, 7 голосов
    7 голосов 6%
    7 голосов - 6% из всех голосов
  • На вокзале 5%, 6 голосов
    6 голосов 5%
    6 голосов - 5% из всех голосов
  • В кинотеатре 4%, 5 голосов
    5 голосов 4%
    5 голосов - 4% из всех голосов
Всего голосов: 127
Голосовало: 79
14.08.2020