Тверь в лицах. Интервью со счастливыми людьми нашего города
фото недели
фраза дня
Что смотрят на фейерверк.
Дождливый гражданин
Истории дедушки Сережи: святое место
Места особые, сакральные, окутанные тайнами и овеянные дыханием столетий, имеются в каждом древнем городе. В Твери таких мест немало. Но самым очевидным, бросающимся в глаза каждому, впервые увидевшему наш город, во все времена было место слияния Тверцы и Волги.
Гидроним «Тверца», почти наверняка, древнее имени «Тверь». Учитывая значимость водных путей, можно предположить наличие этимологического родства «тверцы» с глаголом «отворять» или просто с «дверцей», открыв которую, можно было пройти от Великого Новгорода к русским княжествам Волжского бассейна и далее к персам и арабам.
Не будь устье Тверцы таким низменным, укрепленный город возник бы именно здесь, а не в устье Тьмаки, где он появился в XII веке.
Но здесь уже при первом тверском князе Ярославе Ярославиче появилось нечто не менее важное: Успенский Отроч монастырь, все семь веков истории которого наполнены событиями, значимыми для всей страны.
Напомним лишь самые известные.
Настоятель монастыря игумен Александр был духовным наставником князя Михаила Ярославича, ездил с ним в Орду и был свидетелем его мученической кончины.
Здесь 18 лет провел в заточении преподобный Максим Грек, замечательный публицист и богослов XVI века, создавший здесь целый ряд известнейших сочинений.
Здесь же в 1569 году опричником Малютой Скуратовым был задушен еще один русский святой – митрополит Московский Филипп, отказавшийся благословить затеянное царем Иваном Грозным разорение Великого Новгорода.
В начале XVII века монастырь был разрушен польско-литовскими интервентами. Но почти сразу после их изгнания, в 1618 году, началось его восстановление.
Монастырь простоял еще более трех веков, оставаясь центром духовной жизни и монашеской учености (настоятели монастыря в течение полутора веков одновременно являлись и ректорами Тверской духовной семинарии). Знаменитый пожар 1763 года, практически уничтоживший старую Тверь, монастыря, можно сказать, не коснулся.
Его стены, башни и храмы прежде всего бросались в глаза всем, прибывавшим в Тверь водным путем. Он хорошо был виден с разных точек, все века своей истории оставаясь одним из главных украшений города.
Возникает естественный вопрос: кому и зачем понадобилось уничтожать монастырь?
Ответ на него не так прост, как кажется. Официальная версия сводится к тому, что нужно было освободить место для строительства речного вокзала. Создание Иваньковского водохранилища и канала Москва – Волга превращали только что переименованную в Калинин Тверь в речной порт, способный принимать многопалубные теплоходы и тяжелые баржи. Он также становился отправной точкой для большого волжского пути до Астрахани.
Однако авторы проекта речного вокзала, разработанного в начале 1930-х годов — архитекторы П. П. Райский, Е. И. Гаврилова и инженер И. М. Тигранов – планировали построить его так, чтобы минимально задеть территорию монастыря, сохранив, таким образом, для истории большую часть его сооружений. Тем не менее в 1935 годы все монастырские постройки, за исключением Успенского собора, были снесены, после чего приступили к строительству речного вокзала.
8 августа 1938 года здание речного вокзала было торжественно открыто. Кто мог тогда предугадать, что ровно 79 лет спустя, в ночь с 7 на 8 и затем в течение дня 8 августа 2017 года это роскошное сооружение будет позорно разваливаться прямо на глазах горожан? Между тем, предугадать было можно: обследование здания, проведенное как до его разрушения 31 марта 2017 года, так и после, выявило целый ряд дефектов, допущенных при строительстве. Они-то вкупе с отсутствием должного надзора за сохранностью здания и привели к печальному финалу.
Кстати говоря, проект речного вокзала, как это видно по приложенному к нему рисунку, был заметно грандиознее, чем его воплощение.
И еще одна немаловажная и трагическая деталь: авторы проекта не только не были награждены за него, но и подверглись репрессиям. Что им вменялось в вину, остается неизвестным.
Зададимся еще одним небезынтересным вопросом: оказалось ли здание речного вокзала, возникшее на месте одного из известнейших русских монастырей, достойным своего предшественника украшением древнего города?
В известной степени – да. Архитектурные достоинства здания, представлявшего собой один из лучших образцов так называемого неоклассицизма или «сталинского ампира», неоспоримы. Оно очень удачно вписывалось в открывавшуюся с противоположного берега панораму, прекрасно смотрелось со всех сторон. Не случайно речной вокзал почти сразу стал восприниматься как своего рода символ города. Его изображение замелькало на открытках, конвертах, разного рода сувенирах и пр.
Горожане и жители прибрежных поселений полюбили свой речной вокзал. С весны и до поздней осени здесь кипела жизнь. Поездка по реке была куда приятнее передвижения на тряском автобусе, да и стоила не дороже. Речные трамвайчики ходили по Тверце и по Волге в обе стороны. До Старицы и Ржева можно было добраться на плоскодонной «Заре», а в Конаково и Калязин ходили быстроходные «Ракеты» и «Метеоры». Сюда же прибывали большие теплоходы с туристами. При желании можно было купить путевку и отправиться отсюда в путешествие хоть до самой Астрахани. От желающих путешествовать именно таким образом не было отбоя.
В самом верхнем этаже вокзала размещался ресторан «Река» с прекрасным видом на Волгу. Он тоже никогда не пустовал…
Правда, сильно разросшиеся деревья в прилегающем к зданию парке в летнее время стали закрывать собой здание. Но к тому времени, когда это стало заметным, вид здания, давно не подвергавшемуся даже косметическому ремонту, стал скорее пугающим, чем привлекательным. Не случайно в начале 80-х Ролан Быков самые жуткие сцены своего знаменитого фильма «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте в главной роли решил снимать именно здесь…
90-е годы стали роковыми для речного транспорта в целом и для вокзала в частности. Регулярные пригородные рейсы прекратились, большие теплоходы стали редкостью. Вокзал запустел и стал мало кому нужен. Символ города хирел на глазах.
В «нулевые» годы на волне возрождения монастырской жизни возникла идея восстановить и Тверской Отроч монастырь, включив в комплекс монастырских зданий речной вокзал. Идея оформилась в виде изящного рисунка, который можно было увидеть на стенде в Успенском храме. Однако поддержки и развития эта идея не получила.
В те же годы речной вокзал в сознании тверитян стал прочно ассоциироваться с крещенскими купаниями в «иордани», устраиваемой рядом с причалом. Однако в крещенскую ночь 2009 года под тяжестью собравшейся толпы лед проломился и в воде оказались около 70 человек. Богу, очевидно, оказался неугоден не совсем здоровый и не имеющий прямого отношения к благочестию ажиотаж вокруг зимних купаний в этом сакральном месте.
В 2011 году многим показалось, что у речного вокзала начинается новая жизнь. Известный галерист Марат Гельман уговорил тогдашнего тверского губернатора Дмитрия Зеленина создать в здании центр современного искусства – естественно, за счет городского бюджета. Однако далеко не все ценители прекрасного соглашались считать искусством то, что стали выставлять в слегка подремонтированном здании.
Впрочем, Шевелев, следующий губернатор, финансировать гельмановские придумки отказался. Заодно перестали выделяться необходимые средства на содержание здания. Итог известен.
И вот наступила весна 2018 года. Та самая, с которой должно начаться возрождение Тверского речного вокзала. Как заявил 15 августа прошлого года губернатор Игорь Руденя, здание «будет восстановлено в историческом виде». Именно с весны этого года должны начаться восстановительные работы. Как будет использовано восстановленное здание, пока неизвестно. Известно лишь, как оно не будет использоваться. «Здесь не будет никаких ночных клубов и торговых центров. Это объект, который является историческим и архитектурным наследием города и области», — заявил губернатор.
Что ж, посмотрим. И поверим в лучшее. Потому как «свято место пусто не бывает». А место как раз свято.
опрос недели
- На набережной Волги 24%, 31 голос31 голос 24%31 голос - 24% из всех голосов
- На ул. Трехсвятской 22%, 28 голосов28 голосов 22%28 голосов - 22% из всех голосов
- Нигде, я дома сижу 13%, 17 голосов17 голосов 13%17 голосов - 13% из всех голосов
- В кафе, ресторане, баре 9%, 12 голосов12 голосов 9%12 голосов - 9% из всех голосов
- В театре 9%, 12 голосов12 голосов 9%12 голосов - 9% из всех голосов
- Другое 7%, 9 голосов9 голосов 7%9 голосов - 7% из всех голосов
- В торговом центре 6%, 7 голосов7 голосов 6%7 голосов - 6% из всех голосов
- На вокзале 5%, 6 голосов6 голосов 5%6 голосов - 5% из всех голосов
- В кинотеатре 4%, 5 голосов5 голосов 4%5 голосов - 4% из всех голосов