Тверь в лицах. Интервью со счастливыми людьми нашего города
фото недели
фраза дня
Что смотрят на фейерверк.
Дождливый гражданин
Истории дедушки Сережи: великий баритон
Вот ни о чем так не жалею, как о том, что нет и, увы, не было в Твери своего музыкального театра. И это при том, что в истории русской музыки есть и весьма заметные тверские страницы. Об Александре Александрове мы здесь уже вспоминали. О Василии Андрееве, Сергее Лемешеве тоже широко известно.
А вот история еще одной яркой музыкальной карьеры, начавшейся в нашем городе.
В 1922 году студентом физико-математического факультета Тверского пединститута стал приехавший из Бежецка паренек из рода Ивановых, на которых, как известно, вся Россия держится. Звали паренька Леней, при том, однако, что полное имя его было Алексей. От отца своего, дьякона церкви села Чижово, унаследовал он дивный голос. Правда, Петр Иванов, некогда закончивший Тверскую семинарию и певший в архиерейском хоре при Спасо-Преображенском соборе, наделен был от природы мощным и красивым басом мягкого тембра (так позже описывал отцовский голос Алексей Иванов), а у сына был баритон, но такого широкого диапазона, что даже вполне музыкальные люди порой принимали его за бас.
В ту пору Тверь вполне сохраняла тот музыкальный дух, что был привит ей А.В. Александровым. Кстати говоря, студенческим хором, в котором со второго курса стал петь и Леня Иванов, руководил близкий друг Александрова Николай Пименович Ишиев. Он-то первым и разглядел истинное призвание бежецкого парня, посоветовав ни в коем случае не оставлять пения. А профессор химии Петр Иванович Лерх, оказавшийся к тому же неплохим музыкантом-любителем, помог начинающему певцу подготовить первое в его жизни сольное выступление.
Заметил талантливого студента и другой сподвижник Александрова Николай Михайлович Сидельников – композитор и дирижер, заведовавший в то время музыкальной частью Первого Тверского гостеатра (так назывался тогда нынешний драмтеатр). Он был душою музыкальной жизни Твери, организатором симфонического оркестра, а впоследствии одним из создателей Тверского музучилища и художественным руководителем областной филармонии. Сидельников предложил Алексею Иванову попробовать петь с его оркестром, и летом 1925 года Алексей уже пел с оркестром на открытой эстраде в городском саду.
Следующий шаг к профессионализации он сделал благодаря Марии Эдуардовне Ланской. Дочь известного тверского врача Э.Ф.Ландезена и племянница самого И.С.Тургенева, в свое время окончила Сорбонну с дипломом химика, но обнаружившееся у нее прекрасное меццо-сопрано побудило ее учиться пению в Италии. Позже она пела в оперной труппе Петербургского народного дома, а после революции вернулась в родную Тверь. Услышав на одном из студенческих концертов пение Иванова, она немедленно отыскала за кулисами молодого певца и обрушила на него поток слов: «Какого черта вы тут торчите, молодой человек? Вам консерватория нужна, а не институт! Ну, что вы мямлите, говорите членораздельно! Я вам дело предлагаю!». Вспоминая свои последующие занятия в студии Ланской, Алексей Петрович отмечал как ее бескорыстие и энтузиазм, так и крайнюю экспансивность и неорганизованность. Тем не менее, за два с лишним года занятий с ней он действительно смог подготовиться к поступлению в Ленинградскую консерваторию. Но институт он тоже на всякий случай не бросил, и в 1926 году получил диплом учителя физики и математики. Примерно в это же время он женился. Его первой, тверской женой стала Галина Бенеманская, дочь священника Ильи Бенеменского. Но брак их был недолгим. Отец Галины, как и его брат Алексей, был расстрелян в 1937 году. Ныне оба брата Бенеманские причислены к лику священномучеников. А Галина, как и ее первый муж, стала оперной певицей.
Весной 1928 года Алексей Иванов уволился из ФЗУ Тверского вагонзавода, где он преподавал физику, математику и механику, и отправился в Ленинград. Тверской этап его жизни закончился, но нити, связывающие его с родным краем, на этом не прервалась.
Вряд ли есть смысл пересказывать дальнейшую биографию знаменитого русского баритона, известную по энциклопедиям и воспоминаниям самого Алексея Петровича. Отметим лишь самые существенные моменты его оперной карьеры. Еще будучи студентом консерватории, он получил приглашение работать в Малом оперном театре, где и дебютировал 28 февраля 1932 года партией Грязного в «Царской невесте» Римского-Корсакова. В 1936-1938 годах Иванов поет в Саратове и Горьком, а 4 июня 1938 года состоялся его дебют в Большом театре — в заглавной партии оперы «Риголетто». За 30 последующих лет он спел на сцене Большого все, что только можно было спеть.
Нет нужды напоминать о том, что статус главного театра страны был таков, что все касающиеся его вопросы – от репертуара до распределения ролей – решались на самом высшем уровне. Главным любителем оперы в Политбюро был Клим Ворошилов, проявлявший к Большому театру особый интерес. У него самого был недурной тенорок, так что в «домашних» условиях Алексею Иванову доводилось петь с маршалом дуэтом. Но и товарищ Сталин, интересовавшийся, как известно, всяким искусством, проявлял к Большому театру повышенное внимание. Именно с его одобрения Алексей Иванов всего за четыре года – с 1946 по 1950-й — трижды становится лауреатом Сталинской премии, а в 1951 году, когда праздновалось 175-летие Большого театра, получает звание народного артиста СССР (не будучи до этого даже заслуженным) и орден Трудового Красного знамени.
Интересно, однако, что любимец Политбюро, обласканный тремя Сталинскими премиями и исполнявший самые идеологически выдержанные партии – вроде Комиссара в опере Дмитрия Кабалевского «В огне» и Нагульнова в «Поднятой целине» — сам в партию коммунистов не вступил.
В Бежецк он приезжал почти каждый год. А если не удавалось приехать самому, добивался, чтобы в родной город приехали с концертом артисты Большого. Последний раз он побывал в Бежецке в феврале 1981 года – на праздновании 120-летия В.В.Андреева. И пел, конечно. Голос он не утратил до конца жизни, но в оперных партиях с 1968 года не выступал, только в концертах.
Он умер 27 апреля 1982 года. В многочисленных некрологах писали о его кипучем и даже богатырском темпераменте, о незаурядном драматическом таланте и, конечно, об удивительном голосе.
Детей у Алексея Петровича долго не было. Только когда ему было уже за 50, третья жена родила ему дочь Машу. С 1979 года Мария Алексеевна живет с мужем в Словакии. А вторая дочь, Наталья, родилась в 1966 году. Она москвичка. Она вырастила и воспитала внука и внучку великого артиста – Никиту и Ксению. С 2004 года, когда в Бежецке был открыт памятник А.П.Иванову, родня собирается там. Теперь там есть и музей певца. А вот в Твери, где, собственно, и начиналась певческая карьера великого баритона, о нем вспоминают, увы, нечасто.
Другие истории дедушки Сережи тут
опрос недели
- На набережной Волги 24%, 31 голос31 голос 24%31 голос - 24% из всех голосов
- На ул. Трехсвятской 22%, 28 голосов28 голосов 22%28 голосов - 22% из всех голосов
- Нигде, я дома сижу 13%, 17 голосов17 голосов 13%17 голосов - 13% из всех голосов
- В кафе, ресторане, баре 9%, 12 голосов12 голосов 9%12 голосов - 9% из всех голосов
- В театре 9%, 12 голосов12 голосов 9%12 голосов - 9% из всех голосов
- Другое 7%, 9 голосов9 голосов 7%9 голосов - 7% из всех голосов
- В торговом центре 6%, 7 голосов7 голосов 6%7 голосов - 6% из всех голосов
- На вокзале 5%, 6 голосов6 голосов 5%6 голосов - 5% из всех голосов
- В кинотеатре 4%, 5 голосов5 голосов 4%5 голосов - 4% из всех голосов
Александр Владимирович Иванов, внучатый племянник А.П.Иванова
Алексей Петрович умер 27 февраля 1982 года.
У Вас есть уникальная фотография (?) Алексея и Галины Бенеманской…
Это не фотошоп?
24.01.2017
Сергей Глушков
Это фото — подлинное. Его принес и показал автору этой публикации Сергей Павлович Ильинский, племянник артиста. Это было в мае 2007 года.
26.01.2017
Александр Владимирович Иванов, внучатый племянник А.П.Иванова
Спасибо за ответ, Сергей!
Музей в Бежецке организовал и содержу его я. Фото очень интересное и в
архивах музея его нет. Сергей Павлович ушел из жизни в декабре 2016
года. Если тема интересна, то с музейным комплексом можно ознакомиться на сайте http://www.dom-ivanova.ru. Спасибо!
07.02.2017